Главная » Статьи » Статьи о поэзии и поэтах

"Бедный графоман"
"Бедный графоман!" (из полемических заметок АДЕЛЫ ВАСИЛОЙ)


«Стихира – болото, на сапропеле которого
вырос весь стихотворный Рунет».
____________Народная мудрость, говорят...



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Это верно. Поэты вырастают из рядовых графоманов, со временем. Следовательно, графоманию надо поощрять, а не подавлять. Это как в спорте - большие спортсмены появляются там, где спорт становится массовым. И что такое графомания, в конце концов? Если перевести это слово на русский язык, оно означает всего лишь «страсть к писательству». Ничего предосудительного, тем более криминального. И не охвати эта страсть наших великих поэтов и писателей, каждого в своё время, их бы у нас попросту не было. Вы скажете, «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!», по примеру чеховского героя, Войска Донского отставного урядника из дворян, Василия Семи-Булатова? Позвольте возразить: кто считал, сколько их было, этих угробленных талантов, только по причине, что их обладатели родились в неподходящей социальной среде? Иные, правда, пробивались… по недосмотру. Или по прихоти кого-либо из власть имущих, ценивших таланты. Но это скорее исключения из правил…

Итак, графомания. Страсть к писательству. Есть ещё меломания – страсть к музыке. Да мало ли у людей бывает страстных увлечений – к созданию всевозможных изделий, от керамики до флористики и бог знает чего ещё. И никто не клеймит их позором, не изливает на них яд своего презрения, не бьётся в истерике по поводу этих недостойных занятий… Нет, вру. И клеймит, и изливает, и бьётся… это тоже своего рода мания – клеймомания. А каково приходится тем беднягам, которые охвачены страстным желанием создать что-то прекрасное своими собственными руками, а не только потреблять то, что создают другие! Каждому человеческому существу, в котором есть стремление к красоте, замечая и наблюдая эту красоту в окружающем мире, в конце концов хочется её приумножить, создав что-то своё, прекрасное… Сначала он этого не умеет. Но если он обладает определённым набором врожденных качеств, проявит упорство и трудолюбие, то в конце концов у него начнёт что-то получаться. В том, что он будет создавать, проявятся первые проблески красоты… потом их станет больше… и больше. Наконец, в один прекрасный день те, которые раньше клеймили его позором за его неловкие и неуклюжие поделки, нехотя признают: да, пожалуй, в этом что-то есть. А может, и не признают – признают другие, не запятнавшие себя «клеймением».

В любой области человеческой деятельности первые опыты бывают неудачными и неубедительными. Говорят, все дети талантливы. Ну… это сильно преувеличено, разумеется. Но я верю, что среди детей талантов гораздо больше, чем среди взрослых. Так куда же деваются эти таланты, повзрослев? Всё просто – их убивают. Человек остаётся жить, но талант в нём убит. Потому что в детстве, вместо того, чтобы поощрять в нём тягу к красоте, его «клеймят». С детьми это проще: «Что ты дурью маешься? Займись чем-нибудь полезным!» А иногда и по затылку… Дети упрямы, бывает, и переупрямят своих взрослых «критиков»… а бывает, что и сломаются. И вот уже огонёк таланта, не успев разгореться, потух. Даже со взрослыми это бывает.
Вернёмся к нашим баранам, то есть к очень распространённому нынче явлению под названием «графомания». Когда человек чему-нибудь научается, в нём возникает стремление довести своё умение до совершенства. Это такой инстинкт, а против инстинкта, как известно, не попрёшь. То есть, бороться с ним невозможно. А в наше время всех людей с детства учат писать. А может, не учить? Какого чёрта, все ж захотят стать писателями! И так этих графоманов развелось... Пусть займутся общественно-полезным трудом. Говорите, иногда надо и развлечься, заняться чем-нибудь в своё удовольствие? Ну ладно, пусть тогда… нет, пить не надо! А может… Нет, четвёртую заповедь нарушать не стоит... Кстати! А ведь какой-то жуткий умник Фрейд открыл, что все беды у людей от этого самого… основного инстинкта, стало быть! Жуть! И вроде как те, которые занимаются писаниной, его, якобы, сублимируют… М-да… А кто бы мне сказал: сублимировать плохо? Ведь ежели не сублимировать, то… четвёртую заповедь, опять же… Нет, в крайности бросаться не надо, конечно. Сублимировать, так сублимировать, но в меру! Про супружеские обязанности тоже забывать не советую, хотя это не поможет. За китайцами всё равно не угнаться...
«Какая-то часть этого сообщества - пишущих стихи - ополчилась на всех тех, кто, по их мнению, являются "графоманами". А это, по сути, психологическая атака на начинающих - эти истерические призывы "Не пущать!" многих отвратили от поэзии, наверное. А ведь люди, которые сами хотят попробовать себя в поэзии - это и есть почти единственные её "потребители". Если человек любит стихи, в конце концов ему захочется попробовать сочинять их самому.»
_____________________Адела Василой, из беседы по «М-агенту»


Я начала с того, что графоманию не следует подавлять, а следует поощрять. Многие со мною не согласятся. Например, главные редакторы толстых журналов, которых осаждают толпы графоманов, требующих немедленного признания и публикации. Да, они им досаждают, это верно. Но далеко не все графоманы, написав стишок, тут же устремляются в толстые журналы, потрясая пером, прикрепленным к толстому древку своего «поэтического дара». Некоторые обладают, всё-таки, здравым смыслом и понимают, что прежде, чем предъявлять претензии профессионалам, надо достичь приличного уровня. Причём процент «агрессивных графоманов» невелик, среди огромной массы скромных, трудолюбивых, интеллигентных и неглупых людей, увлекающихся поэзией и пробующих сделать в ней первые робкие шаги. И, как правило, именно этот процент заслуживает клички «графоман» в самом неприглядном значении этого слова, потому что агрессивность и самомнение характеризует, как правило, людей неумных и неталантливых. Это своего рода компенсация за неталантливость. Вот с этой категорией графоманов, безусловно, необходимо бороться – тем, кому это надо. Не всем же класть свою жизнь на алтарь борьбы с агрессивным графоманством – кому-то надо заняться и полезным, или по крайней мере приятным делом. Например – писать стихи.

А что же Стихира? Стихира – это не толстый журнал. Это – виртуальное пространство, в котором пока хватит места всем, кто увлекается поэзией. Здесь каждый заботится о себе сам, не отвлекая занятых и очень важных людей от их полезных и чрезвычайно нужных обществу дел. Здесь каждый графоман сам себе и редактор, и корректор, и наборщик. Он никому не надоедает просьбами и не ущемляет ничьих прав. Он даже не претендует на то, чтобы его читали. Он сам ходит читать других и робко ожидает ответного визита. Если к нему придут – он радуется, если напишут приятный отзыв – он на седьмом небе. Если ругают – он сердится и огрызается, или, наоборот, старается вникнуть и поучиться, в зависимости от характера и темперамента. В основном, он никому не мешает и никого не притесняет – если только он не примкнёт к категории «агрессивных графоманов». Но если он Вам досаждает – не советую с ним пререкаться. С этим можно бороться очень просто: занесите его в «чёрный список». Обычно этого достаточно – отныне Ваши пути на Стихире вряд ли пересекутся. Ну, а если пересекутся – сделайте вид, что Вы его не узнаёте.

Итак, Стихира – это виртуальное пространство, своего рода клуб по интересам, где любой, увлекающийся поэзией человек может найти благоприятную среду для развития своего стихотворческого потенциала, если таковой у него имеется. Даже если этот потенциал у него совсем невелик. Технической стороне этого дела не так уж трудно научиться, при средних способностях, было бы желание. Но может оказаться при этом, что его потенциал гораздо больше, чем предполагал он сам. И тогда... тогда может произойти чудо – из окуклившейся гусеницы, прорвав оболочку былого невежества и неумения, на свет выйдет прекрасная радужнокрылая бабочка. Но это – долгая история... Для этого нужно трудиться и ещё раз трудиться... умом и сердцем.



ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАФОМАНИЯ, КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Вряд ли кто-нибудь станет возражать, если я скажу, что письменность - одно из величайших изобретений человечества. Может быть - величайшее, потому что без него человечеству не удалось бы сохранить большую часть других изобретений. И придумано оно было в первую очередь для того, чтобы писать - это явствует уже из самого слова - письменность. Тот, кто её придумал, стремился, скорее всего, сохранить для себя какое-то знание - то, что он хотел запомнить. Вернее - то, что ему позарез необходимо было запомнить. И только потом он сообразил, что открыв другому человеку тайну придуманных им знаков, он может научить его прочитать те мысли, которые были зашифрованы им в письме. Поэтому вряд ли на каком-нибудь языке мира письменность называют "читательностью". Ну, а раз изобретение сделано, им надо пользоваться. На то мы и цивилизованные люди, чтобы пользоваться изобретениями...
Пару веков назад этим сверхизобретением пользовалась лишь малая часть населения. А посему и страстью к писательству было охвачено очень незначительное его подмножество. Но когда наступили времена повальной грамотности, положение изменилось. Стали писать чаще и больше - в результате людей, увлечённых этим процессом, становилось всё больше. И хоть теперь говорят (и это правда), что люди стали меньше читать книг, но ведь чтение с экрана компьютера - тоже чтение, значит возврат в эпоху повальной неграмотности нам не грозит. Даже если из категории грамотных вычесть людей, владеющих только "олбанским". Более того - та часть населения, которая "читает компьютер", постоянно возрастает. Соответственно, возрастает то его подмножество, которое стремится не только читать на компьютере, но и писать на нём. Тем более, что писать на компьютере гораздо удобнее, и хранить написанное - тоже. А рубить деревья и тратить драгоценную древесину на бумагу - не нужно. Правда, всё равно и рубят, и тратят, и печатают такое. что лучше не читать... но это к нашей теме отношения не имеет... В эпоху Интернета любая пишущая на компьютере человеческая личность имеет возможность поделиться своими мыслями и чувствами, увековеченными в тексте, со своими коллегами по увлечению. Обменяться с ними мнениями, пообщаться, открыть душу... Что в этом плохого? Человек - существо социальное, и общение для него - не роскошь, а необходимость... хотя один умный человек и сказал, что общение с людьми есть величайшая в мире роскошь.

Большинство из нас ещё помнит то время, когда в стране громогласно громили "графоманов". И в нас ещё сохранилась, и просыпается порой это подспудное презрение и даже враждебность к человеку, который одержим манией писательства - дескать, писать имеют право только настоящие писатели и поэты - те, которые умеют это делать. А откуда, простите, взяться умению, если не пробовать, не учиться, не работать - долго и упорно, пока не начнёт получаться, или, по крайней мере, пока не убедишься, что особых высот в этом деле тебе не добиться? А чтобы убедиться, всё же, нужно попытаться. Никто не рождается готовым писателем - ни поэтом, ни прозаиком, и первые опыты у величайших поэтов и прозаиков были, мягко говоря, небезупречны. Не требуйте аргументации, её у меня нет. Но я думаю, что это "ежу понятно". Несмотря на лукавые утверждения некоторых "упорных гонителей графоманов", что поэтом, дескать, нужно родиться. И на не менее лукавые утверждения других стихотворцев о том, что стихи приходят к ним откуда-то извне, спонтанно и вне всякой связи с их личностью - знаниями, опытом, убеждениями. Тем самым, естественно, ими преследуется вполне понятное стремление самим прослыть "настоящими" поэтами, питающимися творческой энергией от божества и выполняющих особую свою "миссию" поэта волею Бога. Не верьте им - это наиболее опасная часть весьма неоднородного социума графоманов - шарлатаны, стремящиеся "приватизировать" высокое звание поэта и стремящихся отлучить от него легковерных и неуверенных в себе (читай - скромных и честных).

Из сказанного выше легко сделать вывод, что графомания - это не болезнь, не эпидемия, спровоцированная неизвестным вирусом, а социальное явление, возникшее и развившееся на благоприятной почве всеобщей грамотности и получившее обширное распространение в связи с наступлением эпохи Интернета. Ничто так не стимулирует творческий рост личности, как доступность информации в сочетании с возможностью общаться и обмениваться своими достижениями и опытом в благоприятной творческой среде. Этот обмен предполагает также и конструктивную критику - благожелательную или нет, это уже зависит от личности того или иного участника процесса. Творческие конфликты играют немалую роль в этом процессе, иногда - отрицательную. Хуже всего, однако, обстоят дела с конфликтами нетворческими...



© Adela Vasiloi, 2008

Администрация конкурса
"СЕРЕБРЯНЫЙ СТРЕЛЕЦ"

Прочитано на argentium-book.mylivepage.ru/forum/1084/1237

Источник: http://argentium-book.mylivepage.ru/forum/1084/1237
Категория: Статьи о поэзии и поэтах | Добавил: SaNata (30-07-2009) | Автор: Adela Vasiloi
Просмотров: 736 | Комментарии: 1 | Теги: графоманство, графоман, Поэзия, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 HillampClainc  
спасибо за интересную информацию

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]